?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень интересная история произошла недавно с винодельней “Баркан” Я вчера чуть послушал министров и прочих общественных деятелей, уверенно высказывающихся по теме, которую они не понимают от слова вообще, и решил написать пару слов. Попытаюсь сохранить нейтралитет, и придерживаться фактов, хотя, видит Бог, мне есть что сказать и от себя лично.

Итак, “Баркан” на данный момент самая крупная по объёму производства израильская винодельня. Но рынок очень конкурентный, среднее потребление на душу населения уже который год не растет, несмотря на все усилия производителей. Ежегодно израильтяне пьют 5-6 литров вина на нос. Причем половину из этого количества покупают дважды в год впритык к праздникам. Средняя цена бутылки очень невысокая на фоне общей дороговизны продуктов, в том числе и вина (читай “массово пьют шмурдяк”) .

На фоне этого “Баркан” (как впрочем и другие винодельни) пытается найти новые ниши на этом очень конкуретном рынке. Одна из них – ультраортодоксальные евреи. Им Тора заповедует употреблять не так мало вина в ритуальных целях, и почему бы этому вину не быть продукцией нашей винодельни? Есть только один момент – для того чтобы вино у них вообще продавалось – нужна специальная сертификация особой кошерности от некого сертифицирующего органа, который называется “БАДАЦ Эда Харедит”. Орган этот абсолютно частный, никому ничего не обязан. Плати деньги, соответствуй требованиям – и “Эда Харедит” тебе поставит искомый штампик на бутылку. Или не поставит, если им что-то не понравится.

Краткое отступление по поводу кошерности вина вообще. Современный иудаизм требует чтобы практически с момента сбора винограда (и уж точно с момента давки ягод) вплоть до разлива вина по бутылкам – абсолютно все операции с соком (а затем и вином) проводили соблюдающие субботу, и остальные существенные заповеди ортодоксального иудаизм евреи. Таким образом, на почти всех израильских винодельнях ни хозяину, ни виноделу, ни генеральному директору не разрешат самому трогать бочки с вином. Всем этим заправляют ортодоксальные евреи, и именно они набирают из бочек пробы, работают на разливе готового продукта и т.д.

Если винодельня в принципе планирует производить (вернее продавать!) больше 100,000 бутылок в год – минимальная сертификация кошерности им совершенно необходима. Поэтому производители ругаются, плачут, жалуются – но платят.

Чем более хардкорна ортодоксальная публика – тем более строгими являются требования сертифицирующего органа. Это, в принципе, любой еды касается (молочные продукты, мясо), но и вина тоже. Региональный раввинат, который де-факто государственная или очень приближенная к государству структура, требует чтобы касающиеся вина работники были евреями, соблюдающими субботу. Это, особенно на большом предприятии, не такая уж проблема – просто берешь подсобных рабочих (cellar rat) изначально из религиозной публики. Религиозных в Израиле приблизительно 25%-30% населения, не так мало. Ну и по субботам не работаешь, конечно же. Есть куча ограничений в плане самого сельского хозяйства по законам иудаизма, но это к нашей сегодняшней дискуссии отношения не имеет.

У “Баркана” простая сертификация кошерности была изначально. Но они решили, что надо бы получить и более строгую, от “Эда Харедит”. Так можно будет продавать ультраортодоксальной публике, а это большой рынок, много денег, смотри предыдущие пункты.

Все было бы хорошо, но тут нашла коса на камень – как я писал уже, “Эда Харедит” никому ничего не обязана, она частная организация, при этом позиционирующая себя максимально хардкорной: “если в продукте может быть хоть какая-то проблема с соблюдением еврейских диетарных законов, то мы им не дадим сертификат, пусть идут в какой-нибудь другой орган”. Они с этого живут, а умные современные слова типа diversity, равноправие и прочее – знают ну очень слабо. Они и одеваются, как одевались польские евреи в гетто в 18 веке. Современными технологиями, пока не припрет, стараются не пользоваться. У тебя дома телевизор – твоих детей не возьмут в приличную школу, а потом никто на них не женится (читай – “вон из общины”). Мобильные телефоны есть у всех, но у очень многих “кошерные” модели – без интернета, без картинок, только звонки и СМС.

Радикальные представители “Эда Харедит” сражаются за то чтобы в общинных школах не преподавали математику и английский. Близкая к ним партия “Еврейство Торы” выступала на парламентских выборах со следущим предвыборным роликом : “Ты знаешь, кто такой Евклид? Это богопротивный мерзкий грек, учение которого твои дети будут изучать в школе вместо нашей святой Торы, если ты вдруг, не дай Б-г, за нас не проголосуешь”. Конец цитаты. Очень хардкорная публика. Но вино им Тора как-раз не просто разрешает, а даже предписывает пить, только нужна сертификация правильная.

Возвращаемся к нашим баранам. Итак, приходят вот эти товарищи из “Эда Харедит” на винодельню, смотрят на производственный процесс, а там, помимо прочих вполне себе соблюдающих заповеди Торы, и чтящих субботний отдых, евреев, работают те же самые соблюдающих евреи родом из Эфиопии. Чернокожие, да.

“Эда Харедит”, которые на 100% восточноевропейские евреи, смотрят в свои книги и говорят генеральному директору “Баркан”: “По нашему толкованию законов Торы – мы не на 100% уверены, что эфиопские евреи являются правильными евреями, чтобы вино трогать, даже если они думают, что все что надо соблюдают. Нам сомнения не нужны. Хочешь сертификат – убери этих товарищей с производственной линии”.

Директор чует, что пахнет жареным, но, с другой стороны – его самого на эту производственную линию не пускали даже гораздо более вменяемые представители государственного раввината. И главного винодела не пускали. И инвесторов не пускали. А хочешь попробовать вино из бочки – приезжай в рабочее время, звони специальному “соблюдающему Тору” работнику, он тебе и нальет.

Директор думает, что сумеет усидеть одной попой на двух стульях, и переводит всех “эфиопов” на другие участки. Боже упаси их уволить. Боже упаси снизить им зарплату.

Но не срослось – всю эту историю сливают журналистам. Центральный выпуск новостей: “Винодельня Баркан – расисты”. Показывают бородатых, с кипами и пейсами эфиопов на фоне томов Талмуда. Они говорят: “как винодельня посмела решить, что мы меньше евреи чем все остальные?”.

Гендиректор материнской компании “Темпо” пишет открытое письмо, в котором подробно объясняет, что любой процесс сертификации кошерности – это дискриминация, а фирма в эти дела не лезет. И его самого тоже никто не пустит работать на разлив вина; как и весь остальной совет директоров. У "Темпо" громадный завод безалкогольных напитков в Нетании, и его работники много лет уже шефствуют над одним из проблематичных районов города, в котором почти все жители - эфиопы. Многие из них, кстати, на этом же заводе и работают.

А если уж про вино говорить, то вот - соперничающая винодельня “Теперберг” уже давно имеет сертификацию от “Эда Харедит”, в том числе и потому что там испокон веков эфиопы не работали.

Ничего не помогает. Маховик запущен. Мелкие буквы никто не читает. “Эда Харедит” набирает очки, потому что у них уникальное торговое предложение как-раз громко гласит “наши требования самые строгие, никто нас не сломит”. Министр торговли выступает по телевизору, и говорит, что пока “Баркан” не вернет “эфиопов” на производственную линию – компания в черном списке, и государство не поддержит ее ни в каких начинаниях. А уже очень скоро запланировано большое trade show в Северной Америке для израильских виноделен, частично за счет государства.

Самое забавное, кстати, что американцы покупающие кошерное вино – почти все покупают его для ритуальных нужд, и многим из них хочется видеть на нем более строгие печати, чем сертификацию государственного раввината, но это уже даже не смешно.

Политики всех партий, кроме ассоциированных с “Эда Харедит” ультра-ортодоксов, требуют показательной порки дирекции винодельни, а экзальтированые тель-авивские тетки собирают митинг “выливаем в канализацию вина Баркан на центральной площади Тель-Авива”.

Говорят, что “Баркан” уже публично извинился, и вернул эфиопских евреев на свои рабочие места, но означает ли это что “Эда Харедит” откажет им в сертификате кошерности? Скорее всего да, таки откажут. Депутаты парламента от более вменяемых религиозных партий пытаются принять закон, который бы запретил "Эда Харедит" такое поведение, но шансов на его принятие - ноль целых хрен десятых.

Что будет делать "Баркан"? Потеряет ультраортодоксальных рынок, или придумает какой-то новый гешефт? Поживем - увидим.

barkan-ethiopians

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
grimnir74
Jun. 27th, 2018 08:17 am (UTC)
Все четко изложил, спасибо
aristocrate
Jun. 27th, 2018 11:27 am (UTC)
+1
gadikus
Jun. 27th, 2018 04:56 pm (UTC)
Как жаль что наше государство зиждется на религии, а не на правах человека. Не верили бы в древние мифы и сказки - небыло бы и этого балагана.
"Не нравится нам - не дадут нам сертификат"? Ответ должен быть: "Не нравится вам - валите в Бруклин". В правовом государстве правит большинство, учитывая нужды меньшенства, а не наоборот.
dwarkin
Jun. 27th, 2018 05:01 pm (UTC)
это ж не государственная организация (мягко говоря), они никому ничем не обязаны. я в ФБ говорил, что правильным ответом могло стать давление со стороны всех виноделен (а может и других производителей еды), которые уже сейчас клиенты "Эда Харедит" - не успокоитесь насчет эфиопов, перестанем вам платить в будущем.

а насчет сказок: можно подумать, что веганство/вегетарианство и/или биодинамика это лучшая сказка чем кашрут :)

людям нравятся сказки, не одна - так другая.
gadikus
Jun. 27th, 2018 05:13 pm (UTC)
Государство может и должно само регулировать недемократические требования. Ведь отказали им в отдельных от женщин местах в автобусах, отказали позакрывать некошерные магазины. Но мы - светские (читай нормальные, без кавычек однозначно) начинаем проигрывать эту войну. Глядишь, вот-вот действительно магазины позакрывают в субботу, в светских школах Тора - обязаловка как математика, плакаты с моделями в бикини исчезли с Айлона. Только светская культура способна действительно принять понятие равноправие. Пока за слово "гой" не сажают в тюрьму и не дают по крайней мере штраф - нечего удивляться (а тем более возмущаться), что эфиопских евреев не все евреи за евреев считают. И будь моя воля - я бы судил любую винодельню запрещающую мне - нерелигиозному человеку дотрагиваться до их бочек за дескриминацию МЕНЯ по религиозному признаку. Прикинь, какой гвалт поднимется если я напишу на смоей машине что религиозным евреям запрещено до нее дотрагиваться, потому что они - "нечистые" (в смысле "тамэ").

Edited at 2018-06-27 05:14 pm (UTC)
dwarkin
Jun. 27th, 2018 05:15 pm (UTC)
"человек по вере своей будет жить" :)
gadikus
Jun. 27th, 2018 05:23 pm (UTC)
Если ему не мешать, и если он никому не мешает.
Кроме того, почему не сказано "человек по вере ИЛИ БЕЗВЕРИЮ своеМУ будет жить"? Как по мне - одно это уже дискриминация.
(Anonymous)
Jun. 27th, 2018 08:47 pm (UTC)
У вас тоже Вера, вы верите, что Бога нет.
slade_
Jun. 27th, 2018 08:24 pm (UTC)
Подозреваю, что если при приеме на работу в фирму, которая раздает веган сертификаты придет устраиваться человек и его спросят, ест ли он мясо или молоко и из-за этого не возьмут на работу, он в своем праве обратится в суд и, подозреваю, выиграет.

Как вся эта механика с правами работника и суд по трудовым конфликтам действует в случае министерства религий/рабанута/моаца датит действует - ума не приложу. Придет женщина в рабанут устраиваться на должность, например, даянит. Ее, естественно, не берут. Она идет в суд по трудовым конфликтам - дискриминация. Что эти бедные судьи будут делать?
sashaz1411
Jun. 27th, 2018 05:28 pm (UTC)
Тут конечно не место для таких дискуссий, да и оффтопик. Но все же

"В правовом государстве правит большинство, учитывая нужды меньшенства, а не наоборот."-

Очень спорное утверждение.
gadikus
Jun. 27th, 2018 05:31 pm (UTC)
"Очень спорное утверждение" - согласен. Надо было написать "... должно править большинство..." К сожалению, в этом слишком многие несогласны. Потому и живем так как живем.

И тут место для таких дискуссий, если они связани с вино :-)
sashaz1411
Jun. 27th, 2018 05:38 pm (UTC)
А вот тут последняя фраза просто супер :)
gadikus
Jun. 27th, 2018 05:50 pm (UTC)
Дык :-)
slade_
Jun. 27th, 2018 08:16 pm (UTC)
Саша, почему это спорное утверждение? Это, как бы, принцип демократии.
sashaz1411
Jun. 28th, 2018 03:07 am (UTC)
Потому что принцип есть, а механизмов его осуществления нет.

В реальности строго ноборот - правит меньшинство, иногда принимая во внимание интересы большинства.
Иногда, а не всегда .
Oleg Khutorskoy
Jun. 28th, 2018 04:29 pm (UTC)
👍👍👍
gadikus
Jun. 27th, 2018 05:21 pm (UTC)
И еще: я подозреваю, что слив этой инфы в СМИ - дело рук папы и дочки Боксер, которые сейчас потирают руки и ехидно ухмыляются, мол "Нефиг было нас увольнять". А больше всех страдает совершенно светский Левинсон и не может понять, глупышка, за что это говно свалилось на его непокрытую кипой голову. :-)))))
dwarkin
Jun. 27th, 2018 05:53 pm (UTC)
тоже качественная теория конспирации :)
Так, или иначе, я чуть знаком с Левинзоном, и согласен, что он должен быть просто в ...уе от этой истории :(
gadikus
Jun. 27th, 2018 05:57 pm (UTC)
Жаль Баркан, жаль Левинзона. И того и другого я более чем уважаю.
verary
Jun. 28th, 2018 01:43 pm (UTC)
Д.И.Х.С.Н, с этим "Барканом".
zyama_krendel
Jul. 1st, 2018 09:21 pm (UTC)
История охрененная, конечно. Очередная иллюстрация запредельного идиотизма идеологии современного прогрессивизма.

ИМХО, закончится тем, что Баркан плюнет на БАДАЦ и удовлетворится тем, что есть. А эфиопы (если они не прошли нормальный гиюр) - конечно же, такие же евреи, как я вьетнамец.
dwarkin
Jul. 1st, 2018 09:34 pm (UTC)
такие же евреи, как я вьетнамец
Ну, как я понимаю, рав Овадья решил чуть по другому ;) И, если я не ошибаюсь, сефардским эхшерам, включая более строгие чем раввинат - эфиопы были не помехой.

zyama_krendel
Jul. 2nd, 2018 05:18 pm (UTC)
Как ты понимаешь, я в курсе. :) Более того, это было одной из тем курса по иудаизму, который я брал в нашем с тобой родном универе. :)

Фишка в том, что р.Овадья не просто вынес решение, а, как и принято, написал по нему полную документацию. А её уже можно как следует изучить и критически осмыслить. Так вот, получается (могу рассказать подробнее, если интересно), что самим эфиопам намного выгоднее признать себя неевреями и пройти гиюр. В противном случае они все поголовно бе-хезкат мамзерим!

Edited at 2018-07-02 05:19 pm (UTC)
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel